Баронесса Доротея Эртман превосходно
исполняла фортепианные вещи Бетховена. Бетховен сердечно любил ее. У
нее умер единственный сын. Она без слов сидела неподвижно и безмолвно,
устремив глаза в одну точку, ничего не слыша. Напрасно окружающие
старались вывести ее из этого состояния. Боялись, что она сойдет с ума.
Бетховен
сначала никак не мог решиться пойти к ней. Однако через несколько дней,
по ее приглашению, пошел. Попытался высказать ей свое сочувствие в ее
горе. Но не мог ничего сказать, все слова казались банальными и
замирали на губах. Тогда он тихо подошел к фортепиано, сел и стал
импровизировать тихое adagio. Игра его продолжалась около часа. Когда
он кончил, все лицо его было смочено слезами. Он встал, молча поцеловал
Доротею и ушел. Из ее глаз лились потоки слез. Холодное отчаяние
сменилось тихой печалью.
— Он высказал мне все, — говорила она, — и, в конце концов, дал мне утешение.
Вопросы и задания Можно ли назвать музыку мостиком, соединяющим душу умершего с душами близких ему людей?
Были ли в вашей жизни такие моменты, когда, слушая какую-либо музыку,
вы вдруг вспоминали ваших умерших близких, видели их, разговаривали с
ними?
Были ли в вашей жизни моменты, когда благодаря музыке вы чувствовали,
что жизнь бесконечна, что после этой жизни вашу душу ждут другие миры?
Перечислите, как и чем музыка может помочь человеку. (Успокаивает,
вдохновляет, радует, исцеляет, заставляет задуматься над жизнью). Все
перечисленное детьми педагог записывает на доске. После этого дети по
группам пишут сказку о музыке, которая всех поддерживала (успокаивала,
вдохновляла, радовала) и рисуют портрет этой музыки. По рисункам друг
друга дети угадывают, какая музыка изображена.
Включите музыку Бетховена. Попросите детей нарисовать эту музыку. |