инь, — дзинь, — дзинь», — весело запел колокольчик.
—
Колокольчик поет о том, что нас ждут в гости, — сказала маленькая
девочка своему брату — высокому мальчугану лет четырнадцати.
— Вечно ты сочиняешь, Анечка, у тебя все поют: и цветы, и облака, и звезды, — засмеялся мальчик.
— А ты, Томас, разве не слышишь, что они поют? — удивилась девочка.
—
Думаю, они поют в твоем воображении, — рассудительно сказал мальчик. —
По-твоему, колокольчик поет о том, что нас ждут, а по-моему, старушка
забыла о том, что приглашала нас. Видишь, нам никто не открывает.
В этот момент дверь распахнулась.
—
Здравствуйте. Тебя, кажется, Анечкой зовут, а ты Томас, — старушка
погладила девочку по голове и протянула мальчику руку, — а я
учительница музыки, Герда Свансен.
Томас поздоровался и вошел, а его сестренка застыла на пороге с широко раскрытыми глазами.
— Проходи, Аня, и поздоровайся, — Томас потянул свою младшую сестренку за рукав и, извиняясь, сказал хозяйке:
—
Простите, госпожа Герда, это с ней бывает: застынет на одном месте, а
потом утверждает, что слушала, как поют облака или цветы.
—
Томас, ты только послушай. Когда мы вошли, колокольчик поздоровался с
нами серебряной мелодией, а за ним вот тот чудесный инструмент, который
стоит в углу комнаты, а потом скрипочка, которая висит на ковре, и
хрустальные подвески на люстре, - восторженно воскликнула девочка.
—
Ты, оказывается, умеешь слышать музыку, — радостно обняла девочку
старушка. — Я всегда старалась объяснить своим ученикам, что музыка
живет повсюду, и нужно только ее слышать. Редко кому это удается. Твоя
сестренка, Томас, должна беречь этот чудесный Божий дар.
— Мама всегда шутила, что Анечке подарил музыку соловей, — ответил Томас.
— Но соловей и вправду подарил мне музыку, Томас, разве ты не помнишь?
Девочка повернулась к учительнице и рассказала:
—
Когда я была совсем маленькая, мы с мамой пошли в лес за ягодами. В
траве на полянке мелькнул какой-то симпатичный рыжий зверь с пушистым
хвостом, и я побежала к нему. Это была лисичка, она приготовилась
прыгнуть и схватить маленького серого птенца. Он отчаянно пищал, и я
поняла, что лисичка сейчас его съест. Тогда я громко закричала и
прогнала лисичку. Подошла мама и сказала, что мы должны отыскать
гнездышко и положить туда птенца, иначе он погибнет. Мы с мамой еле
нашли гнездышко в колючем кустарнике на краю поляны. Мы так устали и
исцарапались, что не стали собирать ягоды. Когда мы выходили из леса,
над нами закружился соловей и пел свою песенку. Мама сказала, что
соловей поет: «Спасибо тебе, девочка. В награду за спасение моего
сыночка дарю тебе музыку».
Анечка закончила свой рассказ, и учительница музыки восхищенно воскликнула:
—
Сама Фея Музыки привела вас ко мне. Я уже старенькая, но до сих пор
мечтаю вырастить настоящего музыканта, который бы своей музыкой
рассказывал людям о волшебных звуках земли. Анечка, предлагаю тебе
стать моей ученицей.
После
чая с вкусным пирогом госпожа Герда исполнила несколько мелодий на
разных музыкальных инструментах, и дети были в восторге. Вернувшись
домой, брат и сестра долго разговаривали о том, что с ними произошло.
—
Тебе повезло, Анечка, — сказал Томас, — Герда Свансен — лучшая
учительница музыки в нашем городе, будет учить тебя совершенно
бесплатно на том инструменте, который ты сама выберешь.
—
Томас, а правда клавесин поет, словно звенит тысяча весенних ручейков?
— спросила брата девочка. — Когда госпожа Герда заиграла на клавесине,
я удивилась, как в таком хрупком инструменте может быть спрятано
столько звуков.
—
А мне больше всего понравилась флейта. Она поет, словно нежный весенний
рассвет на чистом, слегка замерзшем за ночь зеленовато-розовом небе,
когда первый золотистый луч солнца встречается с последней ночной
звездочкой.
Анечка бросилась брату на шею:
— Как ты красиво сказал, Томас, значит, ты тоже умеешь слышать музыку.
—
Нет, так как ты, не умею, — ответил мальчик. — Но когда Герда Свансен
играла на флейте, я вспомнил, как однажды рано утром дедушка разбудил
меня, вывел на крыльцо и сказал: «Давай встретим утро, внучек. Если
хочешь, чтобы в твоей жизни было больше светлых дней, чаще встречай
рассвет». — Я тогда был маленький и ничего не понял, но сегодня,
услышав флейту, отчетливо вспомнил это утро.
—
А мне больше всего понравилась скрипка. Она пела, словно мамина душа
спустилась с небес и с нами разговаривала. Томас, купи мне скрипочку, —
попросила девочка.
—
Обязательно куплю, — пообещал Томас сестренке, — вот только накоплю
денег и узнаю у Герды Свансен, где находится самый лучший магазин
музыкальных инструментов. А пока ты можешь заниматься на скрипочке
госпожи Герды.
Через два месяца брат и сестра ехали на автобусе в соседний город за скрипкой.
—
Томас, госпожа Герда говорит, что я прирожденный музыкант и все мелодии
запоминаю с первого раза, — щебетала девочка во время поездки. — Мне
иногда кажется, что в скрипочке прячется душа нашей мамочки, особенно,
когда Герда Свансен играет. У меня так не получается. Только один раз,
когда я играла колыбельную и представила, что это мамочка ее поет, моя
скрипка звучала так сладко, что госпожа Герда заплакала, а потом
поцеловала меня.
Когда
брат и сестра вошли в музыкальный магазин, Аня сразу же заметила
несколько полок со скрипками и нетерпеливо потянула брата за рукав.
Продавец сначала не обратил внимания на двух бедно одетых детей, но
когда Томас достал мешочек с деньгами, засуетился и стал предлагать им
разные скрипки. Томас совершенно растерялся и попросил сестру:
— Анечка, я не знаю, какую выбрать, может нужно попробуй на них поиграть?
—
Мне больше всего подходит вон та скрипочка, — девочка показала на
маленькую изящную скрипочку, лежавшую на самой верхней полке.
—
Ты, оказывается, разбираешься в скрипках, — удивился продавец, — только
вряд ли вы сможете купить эту скрипку. Ее делал известный мастер, и эта
скрипка — самая дорогая в нашем магазине.
К
огорчению Томаса скрипка, действительно, стоила в двадцать раз больше
той суммы, которую они принесли с собой. Он стал уговаривать сестру
купить какую-нибудь скрипку подешевле, но Анечка заплакала в ответ.
Наконец, Томас уговорил продавца не продавать полюбившуюся сестренке
скрипку в течение года, а все свои деньги оставил в залог, чтобы тот
выполнил обещание.
— Если не принесете деньги через год, залог ваш останется в магазине, а скрипку мы продадим, — предупредил детей продавец.
Видя грустное лицо сестрички, Томас попросил:
— Позвольте, пожалуйста, сестренке поиграть на этой скрипке хотя бы минуточку.
Когда
Анечка взяла в руки скрипку, лицо ее сразу просияло и она, снова
вспомнив мамину колыбельную, заиграла. Все в магазине замерли. Грустный
голос скрипки пел о том, как преданно и нежно любит материнское сердце
своих детей, и каждый вдруг вспомнил лучшие минуты своего детства. По
лицу Томаса текли крупные слезы, и он даже не стеснялся их. Когда
девочка кончила играть, в магазине раздались дружные аплодисменты, а
продавец, сразу подобрев, сказал:
— Не бойтесь, не продам я вашу скрипку до тех пор, пока вы не накопите денег.
Дети
уже вышли из магазина, когда их догнал продавец со скрипкой в руках.
Она была спрятана в черном блестящем кожаном футляре, но дети сразу
догадались, что это та самая скрипка.
—
Ну и счастье вам привалило, — радостно сказал продавец, протягивая
скрипку Томасу. Игру твоей сестренки услышал известный в нашем городе
скрипач. Он пришел в магазин за струнами. Скрипач решил сделать вам
подарок и заплатил за скрипку половину стоимости. А по правилам нашего
магазина тот, кто заплатил за инструмент половину стоимости, получает
его на год. Потом либо плати остальное, либо возвращай инструмент
обратно.
Дети не могли поверить своему счастью, а продавец добавил:
— Скрипач просил узнать ваш адрес и сказал, что обязательно вам напишет.
Когда дети вернулись в свой родной город и показали Герде Свансен скрипку, она торжественно произнесла:
— Теперь, девочка, ты должна научиться играть так, чтобы быть достойной этой великолепной скрипки.
С
тех пор прошел почти год. С каждым днем Аня играла все лучше. Все
восхищались игрой девочки. Ее стали приглашать на разные городские
концерты и даже платили ей за игру. Заработанные деньги брат и сестра
складывали в большую шкатулку, позволяя себе только самые необходимые
траты. Однако собранной суммы все равно не хватало, чтобы заплатить за
скрипку, и Аня со страхом думала, что с любимой скрипочкой придется
расстаться.
Однажды
госпожа Герда прочла детям письмо от знаменитого скрипача. В письме
было написано, что Аню приглашают принять участие в королевском
конкурсе музыкантов. Лучшие музыканты из разных стран приглашались на
этот конкурс, и сама королева обещала заплатить победителю сто золотых.
— Скрипач
спросил у меня, достойна ли ты, Аня, приглашения на конкурс, и я
написала ему, что ты самая талантливая и трудолюбивая из всех моих
учеников, — сказала старая учительница, а потом добавила:
— Но сейчас тебе нужно заниматься вдвое больше.
—
Ах, Томас, — радостно щебетала девочка по дороге домой. — Ведь сто
золотых — это так много. Мы же должны магазину только двадцать золотых,
а на остальные можно купить красивые платья и туфли.
— Ты должна сейчас думать о музыке, а не о нарядах, — ласково сказал Томас.
— Я и так играю лучше всех, — ответила девочка и обиженно отвернулась от брата.
Томас
работал в магазине с утра до позднего вечера. Сестренка всегда ждала,
чтобы рассказать брату обо всем, что случилось за день. Но Томас стал
замечать, что их ночные разговоры изменились. Если раньше Аня
расспрашивала его о делах в магазине, то сейчас она только и говорила,
что о нарядах да покупках.
— Знаешь, Томас, самое нарядное платье стоит один золотой, значит, если я куплю двадцать платьев...
Томас перебивал девочку:
— У нас пока нет никаких золотых, Анечка, и считать тут нечего.
Сестра обижалась, но Томас обнимал ее и говорил:
— Лучше расскажи, как ты сегодня играла, — и все обиды исчезали.
Однажды мальчик застал сестренку в слезах:
—
Герда Свансен сказала сегодня, что я стала хуже играть, но это
неправда, я играю лучше всех! — глотая слезы, говорила девочка.
Ночью
Ане не спалось. Тихонько, чтобы не разбудить брата, она поднялась с
кровати и села у раскрытого окна. На летнем небе ласково сияли звезды,
но на душе у девочки было грустно. Она подумала, что действительно
стала хуже играть, и снова горько расплакалась.
Вдруг Ане показалось, что одна звездочка качнулась тихо и спустилась пониже.
«Милая
моя девочка, — ласково шепнула звездочка маминым голосом, — я попрошу
соловья помочь тебе победить в конкурсе, но только ты не должна больше
думать о золотых».
В
этот момент за окном запел соловей, и девочка поняла, что он поет для
нее. Это была пронзительная песня о любви звезды и соловья, и Аня
запомнила ее навсегда. До утра лились за окном соловьиные трели, а рано
утром Аня разбудила брата и сказала:
—
Томас, послушай, пожалуйста, мою новую песню, сегодня ночью мне подарил
ее соловей. Наверное, тот самый, которого я спасла когда-то от лисицы.
Девочка
достала скрипку, и чудесные трели наполнили комнату, а потом поплыли по
утренней улице. Томас замер, и ему показалось, что мама поет ему о том,
как она крепко его любит. А потом сердце его сладко заныло, это скрипка
запела о его будущей большой любви. Очнулся Томас от громкого голоса,
доносившегося с улицы:
— Спасибо, дочка. Твоя скрипка поет, словно нежные волны океана на рассвете.
Это сказал старый моряк, живший по соседству.
—
Да разве это волны поют, — возразила проходившая мимо цветочница, — так
поют цветы теплыми весенними ночами, когда они проклевываются из
бутонов.
— Ты настоящая волшебница, Анечка, — ласково сказал Томас своей сестренке.
Через
месяц в торжественном зале королевского дворца под звуки фанфар
королева вручила девочке награду в сто золотых монет. Она ласково
обняла ее и сказала:
—
Своей игрой ты доставила нам истинное наслаждение и достойна этой
награды. На эти деньги ты сможешь купить самое прекрасное платье на
свете.
—
Спасибо, Ваше Величество, — низко поклонилась Аня, — но мне надо
сначала заплатить наш долг за мою чудесную скрипку и купить новую
куртку для брата. А на остальные деньги мы будем устраивать музыкальные
вечера для бедных детей.
С
тех пор каждый месяц в магазине, где работал Томас, собирались бедные
дети со всего городка. Всех ждало вкусное угощение, а потом Аня играла
на скрипке и пела для детей веселые песенки. В золотистом платье,
подаренном ей королевой, и с золотистыми нежными локонами она казалась
детям сказочной феей. Они уходили с вечера счастливые, с пакетиками
сладостей в руках и сокровенной мечтой — стать настоящими музыкантами.
Вопросы и задания к сказке:
-
Что
музыка рождает в сердце человека? Например: веру, надежду, храбрость,
любовь, доброту, радость, счастье и т.д. Все перечисленное записывается
на лепестках цветка, нарисованного на доске. Получается волшебный
музыкальный бы? цветок. Затем каждый выбирает для себя какой-либо
лепесток и вспоминает случай из своей жизни, когда музыка подарила ему
тот или иной драгоценный дар.
-
Как вы думаете, почему Аня выбрала скрипку? Чем скрипка отличается от других музыкальных инструментов?
-
Если бы вы получили от королевы сто золотых монет, на что вы их потратили?
|