Увеселения феодалов средних веков отличались холодной торжественностью, пышностью, в этом месте отсутствовали живое веселье и праздничная непосредственность. Танцы были по преимуществу медленными, размеренными, состояли главным образом из шагов и поклонов. Движения сковывала тяжелая, неудобная для танцев одежда.
Джованни Баттиста Тьеполо Менуэт 1756 г. Музей искусства Каталонии, Барселона
Этикет придворного общества регламентировал тончайшие детали поведения. Соблюдение правил этикета считалось обязательным во время танцевальных вечеров.
В это же время в придворном обществе появляется учитель танцев - преподаватель изящных манер. Зачастую в танце преобладали поклоны, а не танцевальные движения.
Гонзалес Кокс Бал во времена Карла II май 1660 г.
Изысканный рисунок рук венчал основные позы. Женщина должна была танцевать без эмоций, плавно и торжественно, потупив глаза.
Кавалер мог поддерживать даму за локоть, за кончики пальцев, накладывать свою кисть на кисть руки дамы, но не смел обнять даму за плечи или за талию: это могли счесть оскорблением нравственности.
Иногда устраивались тематические балы и маскарады: заранее задавалась тема, приглашенные готовили себя костюмы и сочиняли танцы.
Мартин Пепейн Придворный бал 1604 г.
Наибольшей популярностью пользовался танец «карола». Возникнув в Провансе, как танец-шествие, карола быстро распространилась по Европе, благодаря странствующим менестрелям, и в конце концов стала обязательным атрибутом всех праздников.
В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворными парными танцами и деревенскими групповыми. Народный танец по-прежнему был импровизацией, в то время как придворный танец был строго простроенным и манерным.
Значительно изменяется отношение к танцу в эпоху Возрождения.
В это время вновь расцветает искусство, танец снова ценится наряду с живописью и поэзией. Светские развлечения становятся изысканными и усложненными. Элементы театра и танца проникали жизнь феодалов - пиры в замках напоминали театральное представление: перед гостями артисты разыгрывали танцевальные и пантомимические сценки, пели арии и играли на музыкальных инструментах.
К XV веку танцы немножко изменились - они усложнились, стали быстрыми и подвижными, исполнялись прыжки и даже легкие поддержки.
Развитие театрального танца в эпоху Ренессанса связано главным образом с Северной Италией. Правители итальянских городов-государств Медичи, Сфорца, Эсте и Гонзага уделяли большое внимание пышным зрелищам.
Самыми пышными из них были триумфы (trionfi) - представления на мифологические сюжеты с декорациями. Несколько сильнее скромными были карри (carri, от итал. carro – «повозка») – маскарады ремесленников и купцов в итальянских городах, когда толпы людей в масках шествовали за декоративными символами своих профессий. Триумфы во владениях Медичи являли собою роскошные спектакли, оформление которых выполняли лучшие художники, в том числе архитектор Филиппо Брунеллески.
Возрождению приписывают рождение карнавала. Карнавалы ведут свое происхождение от языческих обрядов и игр на масленице, когда ряженые в масках обходили дома, обращаясь с приветствием к хозяевам, и исполняли танцы и песни.
В Венеции, из года в год устраивается самый известный в мире карнавал, во время которого жители города выходят на улицы в фантастических масках и костюмах, танцуют и развлекаются.
Самым распространенным придворным танцем эпохи являлся бас-данс (фр. basse danse, ит. bassa danza – «низкий танец»), его в эпоху Ренессанса называли королем танцев. Одна из его форм – павана – стала излюбленным танцем 16–17 вв. Павана соответствовала этикетному поведению кавалеров и богатым, тяжелым одеяниям дам.
Позднее павана по контрасту чередовалась с более оживленными танцами, например, гальярдой.
Другим популярным придворным танцем в течение долгого времени был мориско (итал. «мавританский»). Исходная форма танца предусматривает ряд по шесть танцоров в каждом. Обычно танцоры зачерняли лица, надевали маскарадные костюмы, привязывали на ноги колокольчики и помахивали платками. Мориско сохранился до сих пор и исполняется в Испании и на Британских островах.
В 17 в. законодательницей танцевальной моды являлась Франция. Придворные европейских дворов подражали танцам, принятым в Версале. Танцевальные вечера стали называться балами. Название "бал" происходит от греческого слова "балери", что означает - танцевать, прыгать.
Прозвище короля Людовика XIV – «король-солнце» появилось после показанного в 1653 представления «Балет ночи», в котором король играл роль Солнца. Создание в 1661 Королевской академии музыки и танца установило четкую границу между публикой и артистами, и танец стал делом профессионалов.
В царствование Людовика XIV из танца уходят его романтичный дух, фольклорная природа. Главным танцем полутора столетий до середины 18 в. стал менуэт.
Когда-то это был веселый легкий танец, но, попав в придворную среду, он, как и бранль, куранта, гавот (типичная для Версаля танцевальная сюита), утерял свои сельские корни и приобрел придворную церемонность. Популярен был позднее и щегольский показной танец – полонез.
В данной галерее помещены картины без деления на века, страны и танцы. Просто окунитесь в атмосферу роскоши, богатства и важности.
Габриэль Сент-Аубин Городской танец 1760 г.
Джованни Баттиста Тьеполо Городской бал 1756 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Жан Батист Патер Танец 1730 г.
Жан-Антуан Ватто Танец 1716-18 г.г. Государственный художественный музей, Берлин
Франс Франкен Старший Бал
Питер Ян Квест Танец актеров в фарсе
Уильям Хогарт Танец (гравюра) 1753 г.
Питер Кодде Урок танцев 1627 г. Лувр
Питер Кодде Танцевальный вечер 1630 г.
Николя Ланкре Танцы в Равильоле 1730-35 г.г. Берлин
Николя Ланкре Танец Камарго 1730 г. Нац. галерея, Вашингтон
Николя Ланкре Танец возле фонтана 1730-35 г.г.
Николя Ланкре Танец в саду 1730 г.
Николя Ланкре Танец в Мулине
Г.Жако Менуэт 1880
Танец "Полька" (французская гравюра 19 века)
Квятковский Полонез Шопена. Бал в отеле "Ламбер".
Мартин Эдгар Феррил Городской танец 1883 г.
Иван Куликов Купеческий бал Музей И.Куликова, Муром
Фердинанд фон Резничек Танцоры "Чардаша" 1906 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Серия сообщений "Историко-бытовой танец":
Часть 1 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 1 - КРЕСТЬЯНСКИЕ ТАНЦЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ)
Часть 2 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 2 - ТАНЕЦ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА)
Часть 3 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 3 - "ТАНЕЦ СМЕРТИ" - ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ.)
Часть 4 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 4 - БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ XV - XVIII ВЕКОВ.)
Часть 5 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 5 - НОВАЯ ГАЛЕРЕЯ)
Часть 6 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 6 - БАЛЫ)
...
Часть 15 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 15 - ТАНЦУЮТ И ГОСПОДА, И ХОЛОПЫ.)
Часть 16 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 16 - ТАНЦЫ ХИЖИН И ДВОРЦОВ)
Часть 17 - ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ 17 - УРОК ТАНЦА)